пятница, 2 февраля 2018 г.

02.02
Чтение.


Тема:  В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
   Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Петя драться любит очень,
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат, —
Сам ты в этом виноват!
Драчунов и нытиков
Пусть исправит Критика.
С. Маршак
  О чем оно?
  Выучите стихотворение за 1 минуту.

Знакомство с жизнью и творчеством В.В. Голявкина (Прочитать)


Краткий обзор биографии В.В. Голявкина
Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, на­чинавших вместе с ним, — впоследствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, поступил в художе­ственное училище в Сталинобаде, которое окончил с отличием в 1953 г. После года учебы в ленинградской художественной школе при Инсти­туте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального художника.
В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художест­венного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Тогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непо­средственным влиянием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в 1999-2000 гг.).
Отдушиной для В.В. Голявкина стала детская литература. Свой­ственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троят­ся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, венчает чаще всего парадоксальная острая концовка. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском но­мере журнала «Костер» за 1958 г. рассказ «Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писате­ля уже в 1961 г. Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967).
Иное дело написанные о детях и для детей несколько повестей В.В. Голявкина. Тут и созданные на современном материале повесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складываются отношения обитате­лей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарак­теризовать: «еще тот»), и произведения, рассказывающие о прошлом, — вероятно, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (1964) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудит­ся, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг — вовсе не героизм, а обязательное условие, духовная необходимость для такого рода людей. Повесть «Полосы на окна» (1971) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, — герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы.
Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Картины В.В. Голявкина выставлялись на Международной выставке н Москве (1957), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975). В 1990 г. прошла персональная выставка м ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего пе­риода были приобретены Государственным Русским музеем.
Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г.

Работа над рассказом «Никакой я горчицы не ел»
  Найдите значение слова.
ПАТЕНТ—
  Подберите синонимы к словам: помочь, угадать
  Подберите антоним к слову: скучно
  Объясните выражения.
   Гляди-ка, парень как рот раскрыл.
   Попусту не катайся. 
Чтение рассказа на с. 29—34 учебника учащимися. (Устно ответить на вопросы)
  От чьего имени ведется рассказ? Почему автор использует такой прием?
  Почему герой попадает в нелепые ситуации?
  Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем ду­мают окружающие? Как к герою относится автор?
  Так почему же испортилось настроение мальчика?

  В чем основная мысль рассказа?
  Что бы вы посоветовали герою?
  Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?
  Что вы узнали об авторе?
Домашнее задание
Написать мини-сочинение о прогульщике.







Комментариев нет:

Отправить комментарий